на таможенную консультацию

 

ФОРУМ
ПОИСК

 

 
Главная
Новости таможни
Таможенное право
Таможенный практикум
Меры нетарифного регулирования
Таможенные льготы
Таможенные услуги
Таможенный криминал
Будни таможни
Таможенный союз
Конвенции

 

ПЕРЕВОЗЧИКИ

Железнодорожные
Автомобильные
Авиаперевозчики
Морские
Экспресс-Перевозчики
Перевозчики-нарушители

 

ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Внешнеторговые контракты
Таможенное оформление
Таможенные режимы
Таможенный контроль
ТН ВЭД России
Таможенная стоимость
Таможенные платежи
Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза
Валютный контроль
Административные правонарушения СНГ
Таможенное оформление в рамках союзного государства
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли

 

ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Автомобили
Туристам
Валюта
Культурные ценности
Перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами
Таможенное оформление международных почтовых отправлений

Главная | Ответственность за повреждение груза железнодорожным перевозчиком

Несмотря на всем известный принцип ответственности, которую несет перевозчик за сохранность груза, подчас не исключено возникновение спорных ситуаций с грузоперевозчиком, при которой последний ссылается на Устав железнодорожного транспорта РФ (ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ, далее – УЖД РФ), и отказывается нести ответственность за порчу или повреждение подответственного груза.


Данные ситуации нередки, когда:

   * груз или грузобагаж прибыл в исправных вагонах, контейнерах с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагонах, контейнерах без перегрузки в пути следования, с исправной защитной маркировкой, исправной увязкой, а также без наличия  признаков, свидетельствующих о несохранности груза или грузобагажа;

  * грузобагаж прибыл в исправной таре или упаковке;

  * перевозка груза или грузобагажа сопровождалась представителем грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);

 Причина возникновения подобных разногласий кроется прежде всего в коллизии норм ст. 118 УЖД и ст. 796 ГК РФ, допущенной законодателями в процессе разработке указанных нормативных актов. По мнению практикующих юристов, это противоречие возникло в результате того, что УЖД  РФ главным образом защищает интересы грузоперевозчика, таким образом создавая дополнительные основания, освобождающие его от  ряда ответственностей.

Так, статья 118 УЖД РФ в вышеописанных случаях исключает ответственность грузоперевозчика, если грузоотправителем не будет доказано обратное в порядке ст. 42 УЖД РФ. Вместе с этим, пунктом.1 ст. 796 ГК РФ устанавливается, что перевозчики в любом случае несут ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую уже после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если перевозчик не докажет, что повреждение, утрата, недостача или порча груза или багажа произошли по причине обстоятельств, которые перевозчиком не могли предотвратиться и устранение которых от него не зависело.

 Таким образом имеет место явное противоречие по кругу обстоятельств, которые снимают ответственность с грузоперевозчика.

 Противоречие осложняется отсутствием однозначных законодательно закрепленных приоритетов в применении одного из федеральных законов (УЖД РФ и ГК РФ), при обнаружении их противоречия друг другу. Так, статьей. 784 ГК РФ установлено, что общие условия перевозки определяются как транспортными уставами и кодексами, так и  иными законами, и издаваемыми соответствующими правилами. То есть ГК РФ признает, что УЖД РФ есть специальный акт, дополняющий ГК РФ в данной правовой области. Вместе с тем, п.1 ст. 796 ГК РФ, устанавливает  круг обстоятельств, которые ограничивают ответственность грузоперевозчика, которые не имеют расширительного толкования и не отсылают к УЖД РФ. Таким образом, на основании толкования исключительно вышеуказанных норм, невозможно однозначно говорить о возможности применения ст. 118 УЖД РФ.

 Вместе с тем, в сложившаяся судебно-арбитражная практике не усматривается каких-либо препятствий для преимущественного применения УЖД РФ и ограничения в рассматриваемых случаях ответственность перевозчика.

 Указанные нормы УЖД РФ не лишены здравого смысла, так как запечатанный в упаковку груз не проверяется перевозчиком, а проверяется только его упаковка, недобросовестный грузоотправитель может специально поместить в упаковку испорченный груз. Вместе с тем, грузоперевозчиком также могут недобросовестно использоваться указанные нормы УЖД для избежания ответственности. Так, определенная тара или упаковка, по причине  своих физических свойств, не может обеспечить сохранность груза при его ненадлежащей погрузке-выгрузке, размещении на нем иных грузов и т.д. В результате чего, внешне упаковка может казаться целой, а груз внутри все-таки может быть поврежден. С одной стороны проблему можно решить более качественно упаковав товар, тем более, что правила упаковки регламентируются. С другой стороны, учитывая невысокую квалификацию погрузчиков на железнодорожном транспорте, а также то, что их степень заботливости и осмотрительности по отношению к перевозимому грузу оставляет желать лучшего, в некоторых ситуациях от повреждения или порчи груза не спасет никакая упаковка. При этом согласно указанной норме ст. 796 УЖД РФ перевозчик избежит ответственности.

Предусматривая подобные ситуации, законодателями предпринята попытка исключить такую возможность для сторон договора о перевозке, обязывая грузоотправителя совершать определенные действий с одной стороны, и предоставлению перевозчику определенных прав, с другой стороны. Так, грузоотправители обязаны самостоятельно подготавливать грузы и упаковку к перевозке (ст. 18 УЖД РФ); а также предоставить необходимые для погрузки, закрепления и перевозки груза, грузобагажа оборудование, материалы, так же средства пакетирования и иные приспособления (ст. 24 УЖД РФ).

 Грузоперевозчики, в свою очередь, имеют право проверять соответствие тары и упаковки грузов, грузобагажа, качества перевозимой продукции указанным стандартам, технические условия и иные акты (ст. 18 УЖД РФ), достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, которые указываются грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных (ст. 27 УЖД РФ).

 Далее, ст. 41 УЖД РФ установлено, что перевозчики при выдаче груза на железнодорожной станции назначения обязаны осуществить проверку состояния, массу и количество мест груза в случаях прибытия груза, если погрузка его обеспечивалась перевозчиком; выдача груза если она обеспечивалась перевозчиком, в местах общего пользования.

 Также, ст. 42 УЖД РФ для этих случаев установлено, что, если на железнодорожной станции назначения в процессе проверки состояния груза, его массы, количества мест будет обнаружена недостача, повреждение, порча груза или обстоятельства, могущие привести к этому,  зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик должен определить размеры фактической недостачи, повреждения, порчи груза и выдать грузополучателю соответствующий коммерческий акт.

 При необходимости проведения экспертизы, перевозчик по собственной инициативе или по требованию грузополучателей должен пригласить экспертов и (или) специалистов в соответствующей области.

 Вместе с тем, эти законодательные меры не являются полноценными, если рассматривать их применительно к технически сложным грузам – такому как оборудование, аппаратура и другие предметы, транспортировка которых требует особого обращения, и превышение физического воздействия на которые, приведет к их повреждению или порче.

Проверить состояние такого груза и во время передачи перевозчику, и во время выдачи грузополучателю, не представляется возможным и разумным, а в некоторых случаях – вообще не реально. Поэтому, в случае, если о повреждении  или наличии скрытых дефектов станет известно только после того, как груз будет принят, доставлен и смонтирован у грузополучателя, неизвестно как грузополучателю доказывать, что повреждение товара возникло именно по его вине. Очевидно, что экспертная организация, указанная в ст. 42 УЖД РФ, тоже не всегда сможет установить причину подобного повреждения.

 Избежать подобной ситуации позволяет еще одна норма ст. 118 УЖД РФ – когда грузополучатель не может в общем порядке предъявлять требования к перевозчику, если перевозка груза, грузобагажа была осуществлена в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя). Вместе с этим, исходя из прямого толкования статьи 118 УЖД РФ о наличие сопровождающих лиц  (лица), вместе с предоставлением перевозчику полных сведений о существе груза, правилах его хранения, размещения, условий погрузки-выгрузки и других сведений, наличие подготовленной грузоотправителем упаковки и средств крепления,  презюмируют к тому, что груз не может быть испорчен или поврежден в результате неверных действий перевозчика.

 Процессы доказывания утраты или повреждения грузов требует отдельного рассмотрения. 06.10.2005г. вышло в свет постановление ВАС РФ №30 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ». Пунктами 29, 49, 50, 51 указанного Постановления поставлены во главу угла коммерческие акты, выдаваемые перевозчиком – как единственное доказательство обстоятельств, являющихся основанием  для его ответственности. При этом ВАС РФ указывает на необходимость приложения к самой претензии актов общей формы, других актов, подтверждающих данные обстоятельства (акт повреждения груза, составленный сопровождающим груз лицом). Вместе с тем, перевозчики возможно, будут уклоняться от выдачи коммерческого акта, так как этим документом они фактически признают свою вину. Предвидя это,  данное Постановление предпринимает попытку детально регламентировать вопросы, связанные с отказом перевозчиков или их уполномоченных лиц выдать такой акт. Таким образом, грузополучателю сперва необходимо подать перевозчику заявление о том, что отказ грузоперевозчика или уполномоченного им лица от выдачи акта, необоснован. Только после этого, вне зависимости от получения ответа от грузоперевозчика, грузополучатель имеет право обратиться к нему с претензией и потребовать привлечения его к ответственности через суд. Следует отметить, что согласно пункту 50 Постановления в случае, если коммерческий акт не был составлен, и грузополучатель не требовал его подачей соответствующего заявления, это будет рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии, за исключением случаев, когда судебный акт установит факт отказа от выдачи коммерческого акта.

***

 Таким образом, если  грузоотправитель имеет обоснованное опасение в том, что данный груз, в силу физических свойств, может быть поврежден в результате недопустимого воздействия на него внешних факторов, в том числе в результате удара, размещения на нем других предметов определенного веса, конструкции и т.д.,  рекомендуется не надеяться на наличие законодательно закрепленной ответственности перевозчика за порчу или повреждение груза, а самостоятельно принимать максимально возможные меры, способствующие сохранности груза. К подобным мерам могут относиться закрепленные за грузоотправителем права и обязанности по должной упаковке груза, по оборудованию его необходимыми для погрузки и выгрузки,  транспортировки креплениями, предоставления перевозчику точной информации о грузе и его свойствах, дополнительному согласованию с перевозчиками допустимых способов погрузки/выгрузки, размещения груза, фиксации его при транспортировке, допустимых нагрузках на него и др. Также, в данных обстоятельствах рекомендуется сопровождать груз с момента его погрузки до выгрузки, фиксируя все возникшие отклонения от установленных правил по транспортировке и хранению груза. Более того, в определенных случаях возможна самостоятельная (грузоотправителем) погрузка и выгрузка груза.

 

 


 

О проекте | Реклама | Написать нам | Карта сайта
  © Растаможка. Все права защищены