на таможенную консультацию

 

ФОРУМ
ПОИСК

 

 
Главная
Новости таможни
Таможенное право
Таможенный практикум
Меры нетарифного регулирования
Таможенные льготы
Таможенные услуги
Таможенный криминал
Будни таможни
Таможенный союз
Конвенции

 

ПЕРЕВОЗЧИКИ

Железнодорожные
Автомобильные
Авиаперевозчики
Морские
Экспресс-Перевозчики
Перевозчики-нарушители

 

ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Внешнеторговые контракты
Таможенное оформление
Таможенные режимы
Таможенный контроль
ТН ВЭД России
Таможенная стоимость
Таможенные платежи
Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза
Валютный контроль
Административные правонарушения СНГ
Таможенное оформление в рамках союзного государства
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли

 

ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Автомобили
Туристам
Валюта
Культурные ценности
Перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами
Таможенное оформление международных почтовых отправлений

Главная | Таможенная серость

Что лучше - пожертвовать временем и деньгами, или попросту заплатить своему человеку на таможне? Кто-то сразу выберет второй вариант под предлогом, что сегодня по другому просто не получится. А на самом деле для компании выгоднее работать на грани закона и беззакония, или это остросюжетный миф, который искусственно поддерживают заинтересованные в «сером импорте» рыночные участники?


К сожалению, реальность отечественного бизнеса такова, что участники  ВЭД, по крайней мере их большинство, считают такую схему таможенного оформления наиболее быстрой, оптимальной и выгодной. Даже несмотря на то, что при таких отношениях, в случае возникновения претензий у таможни, чаще всего отстоять свой груз бывает просто невозможно.

 С одной стороны,  подобные приемы служат для  уменьшения таможенных платежей как путем замены инвойсов на границе, так и изменения кода ТН ВЭД. С другой стороны, использование серой схемы подразумевает вступление в сговор импортера и  руководства таможенного поста. Чаще всего этот пост прекрасно осведомлен о «расцветке» оформляемой партии, но, находясь в доле, закрывает глаза и на замену документов, по которым проходит оформление, и на более несущественные огрехи, которые почти всегда встречаются при импортных поставках (особенно если они осуществляются первый раз).

 Итак, несколько аксиом.

 Импортер, который проводит оформление по «серой» схеме, лишается солидной головной боли, к которой относятся проверки документов перед отгрузкой, согласования с поставщиком соответствия требованиям российской таможни. Кроме этого он застрахован от искусственного затягивания сроков оформления документов из-за неверно заполненных бумаг, что в конце концов может вылиться в простой машины или в дополнительные расходы на хранение груза на СВХ. Сотрудники поста сами заинтересованы в скорейшем избавлении от подобной машины. Поэтому серые документы прогоняются вне очереди, часто в обход «белых» участников ВЭД.

 Кроме исключения волокиты, серая схема таможенного оформления позволяет сэкономить  как:

деньги на таможенных платежах и пошлинах, на оплате квалифицированного  специалиста по ВЭД, на дополнительных расходах, связанных с хранением на СВХ, на простое автомашин и прочем, так и

 время на прорабатывании поставки, на согласовании вида и перечня документов как с таможенными органами, так и с транспортными компаниями, поставщиками и на самой процедуре таможенного оформления.

 Следует заметить, что почти все таможенные посты берутся за серые поставки охотнее, а вот заставить их правильно растаможить оформленный по белой схеме груз, нередко составляет большую проблему. Особенно если в поставке имеется некая изюминка, требующая хорошего знания таможенного законодательства, и которая чем-нибудь отличается от привычной таможенной схемы. Известны случаи, когда таможенные посты откровенно вынуждают чистые компании проходить таможню «всерую», так как их поставки сопряжены с некоторыми сложностями. Приходится  компаниям задействовать свои связи на самом высоком уровне, вплоть до МВД, чтобы партии товаров все-таки принимали к оформлению.

Казалось бы, таможенное оформление по белой схеме выглядит как безнадежная утопия, этакий арифмометр от логистики на фоне оперативной и дешевой серой. Однако многие компании не один год спокойно работают по честной схеме и не собираются ничего менять.  Более того, сегодня многие участники ВЭД, практиковавшие серые операции взяли решительный курс на отбеливание своих компаний. Причем задолго до очередных  перестановок в ФТС, скандала с фирмой «Три кита» и неких намеков на то, что российская таможня намеревается делиться и обмениваться информацией о перемещаемых в таможенном режиме грузах со своими европейскими и азиатскими коллегами.

Отбеливать свои фирмы коммерсанты начали по сугубо экономическим причинам. Многих на такой выход из сумрака подвинуло введение систем управления рисками, сводок контрольных показателей и корректировки таможенных стоимостей. Дело в том, что брокеры, берущиеся за таможенное оформление груза, как правило, соглашаются оформить данный товар без замены кода товара по стоимости дна плюс еще пара центов. (Дном таможенного оформления называют контрольные показатели,  ошибочно трактуемые большинством таможенников как стоимость, ниже которой запрещено оценивать товар.) Правда, при этом брокер может предложить поиграть с общим весом.

 В случае, когда реальная цена товара оказывается ниже имеющихся контрольных данных,  схема с занижением цены становится абсолютно бессмысленной. Кроме этого, подмененные документы лишают импортеров даже призрачных надежд подтвердить цену контракта. Так что выгода использования белой таможни здесь очевидна. Однако само подтверждение цены контракта, как известно, дело довольно хлопотное. Не последним гвоздем является и репутация компании. Поэтому ее желание оформить груз из группы риска по контрактной цене приводит к необходимости провоза вбелую еще некоторые грузы, что в окончательном счете означает солидный процент выбеливания компании.

 Еще несколько аргументов в пользу белой таможни:

 Экономия на стоимости брокерских услуг при полной оплате таможенных (при оформлении серого товара брокеры взымают деньги не только за услуги, но и за свой риск);

 при правильном оформлении сопровождающих товар документов средства экономятся на непредвиденных расходах в пути;

 упрощается таможенное оформление;

 статус добропорядочного импортера всегда крайне полезен, а многолетняя репутация белой фирмы дает шанс освобождения от рисков совершенно бесплатно;

 импортер получает  большую стабильность;

 наконец, самому логисту работать вбелую  интереснее.

 Не стоит не принимать в счет факт, что каждый таможенный пост имеет свой план и свои показатели, которые ему портить не хочется. Поэтому любой белый импортер с хорошими документами желанный гость на таком посту и в этот, и в следующие разы. В этом случае имеется шанс, что брокеры при таможенном посте отнесутся к такому импортеру по-родственному.

 Экономически обосновывая выбор того или иного способа работы с таможней, посчитайте все затраты на статьи расходов, включая риски брокера, зарплату рискующих сотрудников, дополнительные сборы и прочее. И даже если импортер по жизни является адептом серой таможни, он обязательно найдет поставки, в которых ему будет выгоднее растаможить товар по белой схеме, особенно если в штате у брокера имеются люди, которые умеют доказать цену контракта.

 Серое оформление всегда чревато определенной нестабильностью. Как бы серый импорт ни был распространен, до какого бы совершенства его схемы ни были доведены, всегда имеется риск срыва дела, обрыва связей, или выйдет новое постановление, которое закрутит гайки еще сильнее и сделает растаможивание груза по привычной цене невозможным.

Стабильность же всегда являлась залогом успешного бизнеса. Лучше переплатить чуть больше в белом оформлении, и получить свой груз вовремя, без  всяких сложностей. Белый коммерсант всегда сэкономит больше, чем деятель, который вез груз тайными тропами, в кустах пережидал проверку на дружественном посту, растерял за время мытарств половину своих клиентов и в конце концов выяснилось, что растаможить его товар по оговоренной стоимости уже нельзя по причине вчера вышедшего нового постановления.

 Так отчего же серая таможня все равно так распространена? Во-первых, до сих пор все верят в миф о том, что белая всегда дороже. Причем распространяют этот миф как те, кто прекрасно осведомлен о положительных моментах выбеливания компании и положительных в финансовом отношении результатах.

Во-вторых, серые и белые схемы можно сравнить с получением водительских прав, как за взятку, так и по-честному. За взятку вроде бы все проще, но эта простота обязательно аукнется на дороге, где правила применяются уже на практике.

 

 


 

О проекте | Реклама | Написать нам | Карта сайта
  © Растаможка. Все права защищены