на таможенную консультацию

 

ФОРУМ
ПОИСК

 

 
Главная
Новости таможни
Таможенное право
Таможенный практикум
Меры нетарифного регулирования
Таможенные льготы
Таможенные услуги
Таможенный криминал
Будни таможни
Таможенный союз
Конвенции

 

ПЕРЕВОЗЧИКИ

Железнодорожные
Автомобильные
Авиаперевозчики
Морские
Экспресс-Перевозчики
Перевозчики-нарушители

 

ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Внешнеторговые контракты
Таможенное оформление
Таможенные режимы
Таможенный контроль
ТН ВЭД России
Таможенная стоимость
Таможенные платежи
Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза
Валютный контроль
Административные правонарушения СНГ
Таможенное оформление в рамках союзного государства
Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли

 

ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ

Автомобили
Туристам
Валюта
Культурные ценности
Перемещение товаров и транспортных средств физическими лицами
Таможенное оформление международных почтовых отправлений

Главная | Волшебные превращения

Как получается, что границу пересекают мячики и крышечки, а в магазины привозят бытовую технику?
В 1653 году обнародовали первый таможенный устав, а в октябре 1991 года создали Государственный таможенный комитет России, ныне называющийся Федеральной таможенной службой. Были поздравления. были победные рапорты, есть чем гордится: за 9 месяцев одного года таможня принесла в госбюджет 1,5 триллиона рублей. Но - контрабанда и «серый» импорт по-прежнему живут и здравствуют.


На рынке, продавец электроники буквально набрасывается на покупателя:

- Бери, не думай! Скоро все так подорожает, что - караул!

- Почему?

- Таможня воюет, всем импортерам кислород перекрыла, с мобильниками вон что твориться - у ребят или прилавки пустые, или стоит на тысячу рублей дороже! А теперь  до остальной техники добираются, серый импорт гробят, если все завозить в белую  - больших денег стоит...

- Ничего, отечественных товаров тоже полно.

- Если импорт подорожает,  наши не дураки чтобы цену держать!..

 Паника началась, когда на шереметьевской таможне была арестована огромная партия (300 тонн!) мобильных телефонов. Причина проста: их пытались растаможить как теннисные мячики и как крышки от канализационных люков (юморист, елки! Чтобы люки для канализации самолетами возить!). Потом еще тонн двести арестовали у оптовиков, как бы вдогонку. На рынке начался ажиотаж, одни модели мобильников вообще исчезли с прилавков, а то, что осталось - взлетело в цене.

 Осенью таможенники обратились к компаниям крупнейших иностранных производителей бытовой техники: пришлите свои прайс-листы со списками официальных импортеров. Мол, мы их будем проверять по упрощенной схеме, а остальных будем шерстить по-полной, сверяя таможенные декларации с прайс-листами производителей. Короче. объявляем войну серым импортерам!

 Раньше было проще. Был у таможни так называемый «профиль риска» - список средних цен на товары, который составили на основе розничных цен по России. Например, телевизоры. Бывают дешевенькие китайские маленькие, бывают и  японской  сборки, навороченные, огромные. Средняя цена в профиле риска - примерно 100 долларов. Можно вести китайский за 30 долларов, можно японский, долларов за 500 - на таможне только смотрят, чтобы заявленная в декларации стоимость была не ниже, чем стоит в профиле риска. Очень удобно для серых импортеров, воспользовавшихся этим для  минимизации  таможенных сборов. В результате хорошая японская техника у нас нередко продавалась дешевле, чем в странах Европы и в США, где с таможней шутить не очень безопасно.

 А теперь это счастье нам поломают. Может, демонстрацию устроить в защиту серых импортеров? Платить много-то не хочется!

Что такое «пошустрить»

Этот милый термин означает, что будут оформлять документы и привлекать внимание таможенного инспектора без очереди, что предполагает отдельную плату за срочность. Наличными, разумеется. Частично это окупится экономией на платежах за хранение товара, ведь у нас почти все таможенные терминалы - частные. Если у фирмы есть склады и территории для автостоянки где-нибудь на солидной трассе, недалеко от крупного города - пожалуйста, можете обращаться за лицензией на право стать очередным таможенным терминалом. Если он будет соответствовать требованиям (оборудует рабочие места для таможенных инспекторов, закупит необходимую технику, компьютеры и т. д.), то почему бы и нет? По крайней мере, чисто теоретически.  На практике все гораздо сложнее – не станет случайный человек хозяином таможенного терминала, уж такие большие деньги здесь крутятся.

 Импортер,  растаможивающий товар  по-белому , должен заплатить много чего:  государству НДС в размере 18% от заявленной стоимости товара, таможенную пошлину  - где-то 20%, ну и еще по мелочи: таможенному брокеру (куда уж без него), за автостоянку, за услуги склада... Раза в полтора, как минимум, товар подорожает. Зато и совесть чиста и  спишь спокойно. Остальные импортеры – всегда рискуют.

 Для Уголовного кодекса все равно - что серый импортер, что черный. Едино: контрабанда. А также мошенничество и подлог документов. Для таможни разница в одном - с контрабандистом, везущим что-то ценное вообще мимо таможни, без любых документов, по-черному, возни меньше. Можно брать и  его, и товар, оформлять и отправлять дело в суд. А вот с серыми работать сложнее. Эти ребятки юридически грамотные, к ним на блатной козе не подъедешь. Главный смысл серой схемы: снизить таможенную стоимость ввозимого товара и при этом не попасться. А если попался - то сделать так, чтоб ничего доказать было нельзя.

 Сейчас серые импортеры сильно недолюбливают наземный транспорт: ехать вагоном или фурой долго, да и на проверку можно налететь запросто. То ли дело - самолетом! Борт прилетел, груз - на машины, документы - в зубы. И вперед! А там докопаться уже трудно. Если случиться на терминале проверка – борт тихо сидит в стране отправления.  Проверка закончилась, один звонок – и борт вылетел.

 Есть один минус: везти самолетом выгодно только легкие грузы. Те же мобильные или  такую же малогабаритную, но ценную технику. Холодильники  придется везти автомашинами или вагонами по железной дороге. Поэтому не исключено, что серые схемы при импорте крупной бытовой техники после объявления таможней войны сойдут, скорее всего, на нет. Хотя останутся махинации при пересечении товарами.

 Итак, кто выигрывает, а кто проигрывает при сером импорте?

 Проигрывает в первую очередь, государство. Это само по себе немало - таможенные сборы не поступают в бюджет, из которого нам выплачивают пенсии, зарплаты бюджетникам  и т. п. К тому же государство устанавливает таможенные пошлины не только с целью денег из людей выжать. Оно так еще и защищает внутреннего производителя. Серые импортеры завозят иностранные товары по небольшой цене, чем  ставит подножку отечественному производителю. А ему и без того трудно бороться с импортными товарами в условиях, когда реальный курс рубля постоянно растет. В результате на наших заводах прибыль падает, а повышать зарплату и создавать новые рабочие места там не в состоянии.

 Вот и получается: с одной стороны,  покупателям более выгоден серый импорт. А с другой - это нам же чистое вредительство, только уже как гражданам. Так что для нас важнее - личная, шкурная выгода или  интересы как граждан российского государства?

 

 


 

О проекте | Реклама | Написать нам | Карта сайта
  © Растаможка. Все права защищены